Портной
и скорняк — одни из самых сложных
профессий, связанных с искусством
одевать человека. Издревле этим ремеслом
начинали обучаться с детства. Известная
в Европе с раннего Средневековья цеховая
система предполагала династии портных,
когда сын наследовал занятие отца. В
цех принимали и способных учеников со
стороны. Обучение шло параллельно с
производственным процессом по принципу: "Я показываю, а ты повторяй за мной".
Вначале учили управляться с иголкой и
ниткой, поскольку все операции выполнялись
только в ручную. ( Первая примитивная
швейная машина была изобретена во второй
половине ХVIII в.
и только к 1845 г. усовершенствована
американцем Э. Хоу ). Затем мальчики
постигали сложное искусство кроя.
Некоторые становились вышивальщиками:
отделка костюма, особенно в ХIV
– XVII вв. представляла
собой достаточно тяжелую физическую
работу. Девочек учили в специальных
мастерских плести и вязать кружева,
делать вышивки на легких тканях. Учеба
протикала долго и трудно. Обязательными "педагогическими приемами" можно
назвать битье и использование учеников
в качестве даровой прислуги.
( В этой
связи, признаться, меня сильно беспокоят
две категории людей. Первая - это
экзальтированные тетеньки предпенсионного
возраста с приличным образованием и
работой в качестве экономистов, юристов,
педагогов, но с безумным желанием "научиться" шить. Это, примерно, представьте, на
секундочку, такую картину: рабочие
укладывающие асфальт или рабочий
разбивающий асфальт отбойным молотком
и такую вот неравнодушную тетеньку со
стороны: "Боже, как я хочу научиться,
работать так, как вы. Я всю жизнь об этом
мечтала и просто без ума от того, как вы
искусно управляетесь с этим инструментом.
Вот выйду на пенсию и обязательно займусь
этим делом. Вы же меня, непременно,
научите?" И вторая — это "интеллектуальные" журналисты, подсевшие на тему пошива
мужского костюма и, как наркоманы
неуемные, рышущие любую информацию,
связанную с этим. При этом они не стесняясь
называют себя портными, экспертами
Bespoke и еще
бог весть как, но
на самом деле никогда не держали иголку
в руках, и в обще мало представляют себе,
в чем заключается работа портного, зато
хорошо изучили основы инфо-бизнеса. У
них непременно имеются свои блоги с "миллионными" подписчиками. Спрашивается: "Зачем им этот экстрим?").
Дальше по теме. Обучение заканчивалось,
и ученику присваивалось звание мастера после
того, как он сам полностью сшил и отделал
настоящий костюм. Во всех ремесленных
мастерских эта "дипломная работа" носила название "шедевр". Затем
новоиспеченный мастер мог остаться
работать у хозяина подмастерьем, открыть
собственное дело или стать бродячим
портным, переходящим от одного замка к
другому и предлагающим знатным господам
свои услуги.
Со
временем система производства усложнилась,
в ХVIII в.
появились первые модные ателье, и,
наконец, в ХIX столетии
Чарлз Ворт впервые ввел разработку не
только персональных заказов, но и
авторских коллекций ( хотя заказы
оставались основной статьей дохода ).
Потребовалось более серьезное обучение
будущих мастеров.
В
России уже в 70-х годах. ХIX
в. существовала Московская
школа портных, возглавляемая О. А.
Суворовой. Ее закончила Надежда Ламанова,
которая позже сама открыла мастерские
современного костюма. И все же модисток
готовили прежде всего во Франции и
Великобритании. В ХIX в.
портных-мужчин все больше начинают
вытеснять портнихи, так как с появлением
достаточно универсальных машин шить
стало гораздо легче. Но дизайнером, как
эту профессию назовут позднее, всегда
оставался хозяин ателье, который тоже
когда-то овладевал мастерством у
какой-нибудь знаменитости.
В
России после Октября 1917 г. художников-модельеров
первыми начали выпускать Высшие
художественные мастерские — ВХУТЕМАС.
В 1936 г. в Московском текстильном институте
( 1999 г. - университет ) открылся факультет
моделирования. С тех пор он остается
крупнейшим учебным заведением страны,
готовящим будущих "мастеров моды". Ну, а если вы действительно собрались освоить
профессию портного, тогда пожалуйста
к нам, где мы сможем все показать и рассказать,
и как нибудь обойтись без средневековых "педагогических приемов". Только единственно нужно понимать, что мы вовсе не такие развеселые здесь дядьки, хотя всеми силами пытаемся скрасить тяжелые будни нашей нелегкой профессии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий