«Меня могутъ спросить, почему я издаю прямо учебникъ шитья, а не предпосылаю ему курса кройки. Но нужно помнить одно, что сперва необходимо научиться работать, необходимо умѣть шить, а потомъ уже появится необходимость въ кройкѣ. По курсу кройки имеются спецiальныя руководства и, кромѣ того, на существуюищiе въ столицѣ курсы кройки для портныхъ принимаются большинство портные, т. е. люди, умеющiе работать». А.И. Катун. «Портной». 1907 г.
Теперь,… также как и всегда, впрочем,… необходим был блестящий исполнитель-работник, и речь шла прежде всего об исполнительском мастерстве. Кажущееся, на первый взгляд, спорным высказывание А.И. Катуна имеет в основе своей непреложную логику. Чтобы освоить крой, надо понимать практику воплощения, тогда понятно станет, для чего и как «резать лекало». Кроме того, имея в виду женские изделия, следует учесть, что создание вещи для женщины и для мужчины обусловлено не только «анатомической» разницей фигур, но и существенными различиями самих предметов одежды, их разновидностями, стилевыми и модельными особенностями и много чем еще....
Кстати, хочу заметить, что дамский портной Катун… да-да, именно как дамский портной, он был очень известен до революции, обладал незаурядными способностями и был весьма образованным и культурным человеком. Был очень дружен с А.И. Куприным, писатель часто бывал в гостях у портного и даже писал экспромты на семейные торжества Катуна.
«У насъ не только во всей Pocciи, но въ центрѣ pocciйской образованности въ Петербургѣ и Москвѣ нѣтъ ни одного учрежденiя или музея, гдѣ бы могъ наглядно мастеръ любого ремесла поучиться съ натуры на выставленныхъ работахъ, познакомиться съ самыми простыми, элементарными прiемами работы». – Писал Александр Иванович Катун, проявляя крайнюю озабоченность отсутствием нужной для ремесла подготовки.
Когда это было? Сто десять лет назад….
И что теперь? Где у наших пенатов сыскать образцы подражания… исполнительскому мастерству? Мы, кажется, не только литературу потеряли за эти сто лет. Мы шить разучаемся! Чудес «страусиных» ждем от моды и подобно этим же птицам прячем голову в песок, чуть надо проявить любопытство и усердие. Соригинальничать не труд…. Только еще Шанель предупреждала: «Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду».
Наглядность разницы одежды, созданной традиционным методом против «произведенной» способом «масспошива» настолько очевидна, что вряд ли стоит это муссировать постоянно. Тем не менее, глядя на лучшие образцы haute couture можно легко убедиться, что с «наглядной демонстрацией» исполнительского мастерства практически «засада». Теперь я говорю не о разнице «смыслов»…, зачем нам это и для чего, а о том, чтобы понимать, как это сделано…необходимо видеть. А чтобы понимать, что плохо, а что хорошо, эту разницу надо… носить. Именно. Чувствовать. Но для начала…, все же видеть!
Ни одно изделие не будет соответствовать высшему качеству, если не сшито мастером. Блеск моды меркнет, её голый зад режет глаз, даже если прикрыт большим ценником. От того и выглядят дорогие ткани нищенскими лохмотьями, что не коснулась их рука труженицы-швеи, а заменена бездушным, не смыслящим аппаратом для склеивания по швам, … хотя и снабжен он мощным процессором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий