«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Антуан де Сент-Экзюпери, "Планета людей".
Когда мы говорим о профессии, то чаще всего говорим о том виде деятельности, где применимы определенные знания, умения, навыки, опыт, образование... И забываем о ремесле. Когда мы говорим о ремесле, то чаще всего имеем в виду способ производства, основанный на личном мастерстве работника, исполняющего заказ единичного изделия для конкретного клиента. И забываем о ручном труде. Ремесленное производство часто путают с кустарным, то есть мелкосерийным производством, в основе которого лежит по большей части ручной труд работников.
Когда я говорю о ремесле, то говорю о знании ручного труда в практическом его применении. Несмотря на швейные машины, автоматические или механические приспособления, ручной труд в традиционном методе создания вещи служит основой ремесла. Можно выметать глазковую петлю вручную, можно использовать машину. Можно выстегивать вручную или применить машинную стежку. Иногда простегивать необходимо вручную, иногда это прямо противопоказано. Собрать бортовой пакет иначе как вручную нельзя.
Изделия высокого класса, которые рассчитывает получить человек, требуют особенного подхода. Здесь необходимы не просто определенного качества ткани, не только исполнительское мастерство, но и умение, оценив весь процесс изготовления, точно определить, что делать вручную, как это исполнять, где применять машины в помощь, а где следовать простому правилу.
Когда «промышленность» отвергла ремесло, когда «курсоводители» стали обогащаться на «домохозяйствах», когда за труд стали понимать расценку, тогда «высокое ремесло» стало покидать обители мастерских, рискуя не вернуться. Так, неприкаянное, рассеянное, почти утраченное, оно еще живет... И теплится надежда, что продолжит соединять людей. Не только детали одежды.