Портной
и скорняк — одни из самых сложных
профессий, связанных с искусством
одевать человека. Издревле этим ремеслом
начинали обучаться с детства. Известная
в Европе с раннего Средневековья цеховая
система предполагала династии портных,
когда сын наследовал занятие отца. В
цех принимали и способных учеников со
стороны. Обучение шло параллельно с
производственным процессом по принципу: "Я показываю, а ты повторяй за мной".
Вначале учили управляться с иголкой и
ниткой, поскольку все операции выполнялись
только в ручную. ( Первая примитивная
швейная машина была изобретена во второй
половине ХVIII в.
и только к 1845 г. усовершенствована
американцем Э. Хоу ). Затем мальчики
постигали сложное искусство кроя.
Некоторые становились вышивальщиками:
отделка костюма, особенно в ХIV
– XVII вв. представляла
собой достаточно тяжелую физическую
работу. Девочек учили в специальных
мастерских плести и вязать кружева,
делать вышивки на легких тканях. Учеба
протикала долго и трудно. Обязательными "педагогическими приемами" можно
назвать битье и использование учеников
в качестве даровой прислуги.
( В этой
связи, признаться, меня сильно беспокоят
две категории людей. Первая - это
экзальтированные тетеньки предпенсионного
возраста с приличным образованием и
работой в качестве экономистов, юристов,
педагогов, но с безумным желанием "научиться" шить. Это, примерно, представьте, на
секундочку, такую картину: рабочие
укладывающие асфальт или рабочий
разбивающий асфальт отбойным молотком
и такую вот неравнодушную тетеньку со
стороны: "Боже, как я хочу научиться,
работать так, как вы. Я всю жизнь об этом
мечтала и просто без ума от того, как вы
искусно управляетесь с этим инструментом.
Вот выйду на пенсию и обязательно займусь
этим делом. Вы же меня, непременно,
научите?" И вторая — это "интеллектуальные" журналисты, подсевшие на тему пошива
мужского костюма и, как наркоманы
неуемные, рышущие любую информацию,
связанную с этим. При этом они не стесняясь
называют себя портными, экспертами
Bespoke и еще
бог весть как, но
на самом деле никогда не держали иголку
в руках, и в обще мало представляют себе,
в чем заключается работа портного, зато
хорошо изучили основы инфо-бизнеса. У
них непременно имеются свои блоги с "миллионными" подписчиками. Спрашивается: "Зачем им этот экстрим?").
Дальше по теме. Обучение заканчивалось,
и ученику присваивалось звание мастера после
того, как он сам полностью сшил и отделал
настоящий костюм. Во всех ремесленных
мастерских эта "дипломная работа" носила название "шедевр". Затем
новоиспеченный мастер мог остаться
работать у хозяина подмастерьем, открыть
собственное дело или стать бродячим
портным, переходящим от одного замка к
другому и предлагающим знатным господам
свои услуги.
Со
временем система производства усложнилась,
в ХVIII в.
появились первые модные ателье, и,
наконец, в ХIX столетии
Чарлз Ворт впервые ввел разработку не
только персональных заказов, но и
авторских коллекций ( хотя заказы
оставались основной статьей дохода ).
Потребовалось более серьезное обучение
будущих мастеров.
В
России уже в 70-х годах. ХIX
в. существовала Московская
школа портных, возглавляемая О. А.
Суворовой. Ее закончила Надежда Ламанова,
которая позже сама открыла мастерские
современного костюма. И все же модисток
готовили прежде всего во Франции и
Великобритании. В ХIX в.
портных-мужчин все больше начинают
вытеснять портнихи, так как с появлением
достаточно универсальных машин шить
стало гораздо легче. Но дизайнером, как
эту профессию назовут позднее, всегда
оставался хозяин ателье, который тоже
когда-то овладевал мастерством у
какой-нибудь знаменитости.
В
России после Октября 1917 г. художников-модельеров
первыми начали выпускать Высшие
художественные мастерские — ВХУТЕМАС.
В 1936 г. в Московском текстильном институте
( 1999 г. - университет ) открылся факультет
моделирования. С тех пор он остается
крупнейшим учебным заведением страны,
готовящим будущих "мастеров моды". Ну, а если вы действительно собрались освоить
профессию портного, тогда пожалуйста
к нам, где мы сможем все показать и рассказать,
и как нибудь обойтись без средневековых "педагогических приемов". Только единственно нужно понимать, что мы вовсе не такие развеселые здесь дядьки, хотя всеми силами пытаемся скрасить тяжелые будни нашей нелегкой профессии.